Скифская колесница

Показать разделы

kolesniza.jpg Экспедицией Института истории материальной культуры Академии наук СССР при участии Эрмитажа в 1947-1949 гг. были продолжены под руководством С.И. Руденко раскопки погребений племенных вождей, в которых, благодаря мерзлоте, исключительно хорошо сохранились всевозможные меховые, кожаные, войлочные, деревянные и другие предметы. Среди них большой интерес представляет колесница из кургана №5, реставрация которой только недавно закончена. Колесница найдена в разобранном, частью в поломанном виде. Отдельные составные её части находились в разных местах могилы. Среди обломков других найденных в могиле деревянных предметов трудно было определить все части колесницы и правильно их соединить в одно целое, так как своеобразная конструкция этого сложного предмета была неизвестна. С.И. Руденко удалось правильно представить ходовую часть колесницы и её платформу. Предположения же его об устройстве крытого верха, как и о способе упряжки лошадей, оказались ошибочными.

Только после кропотливой работы по сопоставлению отдельных поломанных частей удалось наконец полностью восстановить этот редчайший памятник древней культуры. Весьма сложную работу по реставрации колесницы — закрепление дерева, составление разрозненных частей воедино, дополнение недостающих частей — искусно выполнил реставратор Эрмитажа Е.А. Румянцев со своими помощниками.

Ходовая часть колесницы состоит из четырёх колёс полутораметрового диаметра, надетых на неподвижные оси, соединённые между собой шестью дрожинами посредине и парой накладок на концах между ступицей колеса и чекой. На оси ставилась платформа, состоящая из двух соединённых между собой резными балясинами рам, с сиденьем для возницы и прутяным настилом наверху, покрытым тонкими досками. На платформе устанавливался крытый верх колесницы, состоящий из низкой стенки-решетки (из гнутых палок) с привязанными к ней высокими стойками, соединёнными наверху рамой из гнутых палок, которая покрывалась затем складным щитом из тонких связанных ремнями досок. Все эти составные части не имели жёсткого крепления, а привязывались друг к другу ремнями. Колесница была разборной — отдельные части её отвязывались и, компактно уложенные, могли перевозиться на вьючных лошадях или быках по горным тропам. Ездить же на ней можно было только по просторным равнинным местам, так как это был громоздкий неповоротливый экипаж. Ширина его 3,05 м, ширина колеи 1,95 м, высота 2,65 м.

Ремнями же к передней оси и к дрожинам привязывалось дышло с полукруглой дужкой, служившей, поводимому, поворотным приспособлением, устройство которого осталось невыясненным. Для упряжки лошадей служило своеобразного устройства ярмо с надевавшимся на шею лошади хомутиком в виде деревянной развилки с горизонтальной планкой внизу, пристегивавшейся ремнями с помощью роговой пронизки. На концах ярма сверху сделаны вырезки для вожжей.

В могиле с колесницей было погребено и четыре упряжных лошади, в отличие от верховых коней, со стандартными уздечками без пышных художественных украшений. Впрягались ли эти лошади попарно цугом, или четвёркой (пара в дышло и две пристяжных), или только одной парой с парой заводных лошадей, остаётся неясным.

Колёсный транспорт древнему населению наших степей был известен, судя по находкам колёс в курганах, ещё в период бронзы, а в скифское время, по свидетельству античных авторов, кочевники степей Причерноморья и Средней Азии жили, как правило, в повозках. Остатки колесниц неоднократно находили в скифских и сарматских курганах, но только пазырыкская колесница впервые знакомит нас с почти исчерпывающей полнотой с устройством одного из вариантов колёсных экипажей далекого прошлого народов нашей страны. Своеобразие пазырыкской колесницы заключается в том, что она была разборной и могла перевозиться вьюками через недоступные для колёсногоми транспорта участки кочевого маршрута.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях