Кату-Ярык

Показать разделы

Перевал Кату-Ярык — один из самых сложных и опасных перевалов Алтая находится в 47 км от Улагана, в стороне от оживленного Чуйского тракта, на участке дороги, ведущей от села Балыктуюль на юг Телецкого озера— единственной транспортной артерии, соединяющей долину Чулышмана с большой землей. Уникальность перевала заключается в отсутствии привычной классической симметрии серпантина подъема и спуска. Кату-Ярык — это дорога вниз с Уланского плато к долине Чулышмана, представляющая собой зигзаг 3,5 километров длиной, включающий 9 петель и вырубленный в 70-ти градусном горном склоне, перепад высот которого составляет 800 метров. Это тонкая одноколейка на краю пропасти, разъехаться на которой со встречными машинами можно только на поворотах, благодаря природным «карманам». Название перевала с алтайского переводится как «ущелье» или «теснина».

Перевал Кату-Ярык — дело человеческих рук, появившееся сравнительно недавно — в 1989 году. До этого года автомобильной дороги к долине Чулышмана не было. Местные жители пользовались либо крутой конной тропой, либо водным путем через Телецкое озеро. Своим появлением Кату-Ярык обязан Арсентию Васильевичу Саана, директору совхоза «Советский Алтай». Нельзя обойти своим вниманием и рабочих-бульдозеристов: Аркадия Абрамовича Уханова, его сына Анатолия и племянника Виктора Романовича. Работа, начатая в 1987 году была завершена к сентябрю 1989 года. Открытие перевала состоялось в октябре 1989 года. Всего было построено 77 км — дорога Кату-Ярык — Балыкча.

«В октябре 1989 года я работал в автоколонне водителем бортового самосвала ЗИЛ. Перед открытием перевала Кату-Ярык мы возили щебень для выравнивания дороги от села Балыктуюль до перевала. Дорога там в основном через лес идёт, много ям было. А в день открытия пошли мы на грузовиках, груженных лесом, в первый рейс через перевал. Очень тяжело было спускаться, всё время на тормозах — тормозные колодки постоянно дымились. Одна только мысль — лишь бы не загорелись... Тогда и выпрыгивать некуда — слева скала отвесная, справа обрыв. Но ничего, нормально прошли. Сзади нас на УАЗиках обкомовское начальство ехало...», — рассказывал Владимир Иванович Половников, основатель рыбоводческого хозяйства «Форель».

Но прогресс не стоит на месте. В июле 2011 года началось строительство нового перевала, как более безопасного альтернативного спуска. Автомобильная дорога устремится правее и ниже, слева — на высшем участке перевала — будет смотровая площадка, с которой откроется чудесная панорама на изумрудную ленту Чулышмана и возвышающееся на зеркальной стороне ущелья одноименное нагорье, которое срывается отвесными скалами с километровых высот, низвергая 100 метровый водопад.

С перевала открываются потрясающие виды на извивающийся далеко внизу Чулышман, обрывающееся отвесными скальными стенами в долину Чулышманское нагорье, стометровый водопад. На большей части территории нагорья находится Алтайский Государственный Биосферный Заповедник — самый крупный на Алтае.

Открытие перевала стало открытием новых возможностей как для жителей долины Чулышмана, так и для туристов, получивших возможность проникнуть в прежде недоступный, а потому сохранивший нетронутую природу уголок — исконные земли теленгитов — одного из наиболее воинственных алтайских племен, потомки которых, сохранившие суровые черты своих предков, живут в долине и сегодня, постепенно, но неуклонно перестраиваясь от не слишком дружелюбного отношения к посторонним к гостеприимному.

Постепенно туристическая инфраструктура за Кату-Ярыком становится все более развитой. На территории турбаз гарантируется сохранность имущества и транспорта на время путешествий по окрестностям, да и гостеприимство хозяев баз обеспечивает нейтралитет со стороны местных жителей.

Туры с посещением объекта:

Рафтинг:

Автотуры: Джип-туры: Фото туры: Мультиактивные туры: Экскурсионные туры:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях