Мирослав Павлович Чевалков
Мирослав Павлович Чевалков (1929-2006) — алтайский живописец, автор произведений, созданных на основе изучения мифов, легенд и исторических событий Алтая, Древней Руси и Древней Греции.
Природа Горного Алтая, необыкновенно красивого сказочного края, вдохновляла художника, и он создавал прекрасные пейзажи, на которых сверкают кристальной чистотой вершины священной Белухи, сияет нежная синева небес, радует глаз сочная зелень лугов, усыпанных красочной россыпью цветов.М. П. Чевалков родился в 1929 г. в Алтайском крае, с 1930 г. жил в Горно-Алтайске. Закончил пединститут и Костромское художественное училище. Художника отличают глубокие научные познания, проявляющиеся в способности к реконструкции древней истории, быта и обрядов алтайского народа.
Глубоко лиричный, одухотворённый пейзаж обычно является фоном сюжетных картин Чевалкова. Большинство его работ написаны акварелью, в мягкой, приглушённой цветовой гамме. Ряд картин М.П. посвятил героям алтайской мифологии, изобразив Духов Огня и Воды, хозяина подземного царства Эрлика, покровительницу новорождённых — Небесную Деву Май Эне.
Мирославу Павловичу особенно близок героический эпос Алтая. На его картинах оживают образы любимых богатырей алтайского народа — Когутея, Ак-Тойчи, Алын-Манаша, которые наделены не только необыкновенной мощью и отвагой, но и высокими нравственными качествами.
Несколько картин посвящено подвигам богатырши Очи-Бала, самому яркому женскому образу в алтайском эпосе. В облике девушки художник подчёркивает её красоту, силу и мужество, рассказывает на своих картинах о подвигах бесстрашной воительницы, вставшей на защиту родного Алтая
В нескольких сериях картин М.П. словно оживает историческое прошлое Алтая. Это скифская серия под название «Стерегущие золото грифы», а также картины, отображающие жизнь древних тюрков.
Учёных Института истории и археологии СО РАН поразила способность художника очень достоверно изображать тактику боя, специфичные виды оружия и костюмы того времени.
На картинах запечатлена героическая борьба алтайского народа с джунгарскими ханами, нападавшими на земли Алтая.
Картина «Застава», написанная маслом, рассказывает о важнейшем историческом событии — присоединении Алтая к России. Алтайские зайсаны пришли на русскую заставу, чтобы передать русскому царю письмо с просьбой принять их под своё покровительство.
Творчество М.П. пронизано любовью к родному краю, уважение к обычаям предков, стремлением передать красоту и силу человеческого духа.
Его полотна вызывают у зрителей радостные и светлые чувства, побуждают к размышлениям о героизме и подвиге, помогают узнать и полюбить землю Алтая и алтайский народ.