Старообрядцы Алтая

Показать разделы

staroveri.jpg После раскола церкви в 1720 году – появление первых старообрядцев на Алтае. Живописные места Горного Алтая притягивали старообрядцев. Некоторые из староверов оказались в числе прочих русских переселенцев, подпавшие под правительственные указы о заселении новых земель в связи с основанием крепостей и заводов, так называемые казенные переселения. Другие же были беглецами, скрывавшимися в труднодоступных ущельях Алтайских гор от правительственных повинностей, крепостной неволи и религиозных гонений, как например Бухтарминские старообрядцы - каменщики жили в горах. Многие живут на заимках по несколько семей, скрываясь от мирских людей, со своими законами, простыми, но суровыми: быть твердым в вере, не лгать, не воровать, не курить, не употреблять алкоголя, чтить родителей и многое другое, что отличало их от других людей.

После раскола церкви в 1720 году – появление первых старообрядцев на Алтае. Живописные места Горного Алтая притягивали старообрядцев. Некоторые из староверов оказались в числе прочих русских переселенцев, подпавшие под правительственные указы о заселении новых земель в связи с основанием крепостей и заводов, так называемые казенные переселения. Другие же были беглецами, скрывавшимися в труднодоступных ущельях Алтайских гор от правительственных повинностей, крепостной неволи и религиозных гонений, как например Бухтарминские старообрядцы - каменщики жили в горах. Многие живут на заимках по несколько семей, скрываясь от мирских людей, со своими законами, простыми, но суровыми: быть твердым в вере, не лгать, не воровать, не курить, не употреблять алкоголя, чтить родителей и многое другое, что отличало их от других людей.  В 1721 году наши предки бежали из Москвы в Польшу, так как их в России преследовали за старую веру. Они были не согласны с Никоном. В Польше наши предки жили сорок лет на реке Ветке Гомельской губернии (ныне Белоруссия). В Польше в 1761году поселенцы из России были разгромлены казаками по приказу властей. Все поселенцы были направлены в Москву. По возвращении в Москву им обещали свободу, но обещание не выполнили. Староверы отказались признать православную веру в новом обряде, и за отказ вторично их сослали в Сибирь совместно с волжскими кержаками с волжских скитов. Отсюда пошло название «поляки» и «кержаки». К Алтайским горам направили большую группу старообрядцев от западных границ государства. Они были расселены компактной группой. Местные жители называли их «поляки», так как высланы они были с территории, принадлежащей некоторое время Польше. Возможно, в состав «поляков» вошли жители близлежащих к Ветке и Стародубовью селений. Таким образом, «поляки» стали первой группой переселенцев из южной части России. Старообрядцы в силу своей религиозной замкнутости держались особняком. В Сибири они сами стали называть себя поляками.

Когда прибыли на Алтай, стали расселяться по разным местам. Из этого этапа, в котором были и семья Гусляковых, часть осталась в Перерве, в Шеманаихе, часть в Лосихе, а остальные выехали в Бобровку. Старообрядцы вели счет родства, начиная его от времени поселения во вновь основанной деревне. Известно, что первые деревни «поляков» появились на Алтае в середине 1860-х годах: Лосиха ( Старо-Алейская), Шеманаевская (Ново-Алейская) Екатерининская, Петропавловская, Секисовская и Бобровская, ставшая административным центром. К середине девятнадцатого века «поляки» составили в Бийском уезде более 80% населения. В 1782 году императрица Екатерина Вторая разрешила русским людям, в том числе и старообрядцам, селиться с инородцами, с тех пор они значились оседлыми инородцами. Они должны были вносить в казну ясак* мехами по оценке на 3руб. 50коп., но при этом освобождались от воинской обязанности, от уплаты государственных податей, не выполняли натуральной повинности и даже не приписывались к заводам. Неофициальным управляющим центром старообрядчества, а также ее культуры становится одно из самых старых загадочных сел Усть-Коксинского района Верх-Уймон. Это первое русское село основано в 1786 году старообрядцами, бежавшими на Алтай, в поисках Беловодья – страны «истинной веры и древнего благочестия». Начинают складываться традиции Алтайского старообрядчества. Они обживаются, что свидетельствует образование многочисленных деревень, например, село Солоновка было создано старообрядцами более трехсот лет назад. Расселение староверов происходит особенно в предгорий Горного Алтая, в местах Беловодье , где обосновались села староверов Алтая по рекам Бухтарме, Убе и у озера Маркаколь, а также в Уймонской и Катандинской степи. Это расселение началось в начале восемнадцатого века в результате оттеснения кочевых сибирских племен к китайской границе, что и произошло расширение земельных владений Российского государства. Поэтому в 1760 году часть крепостей перенесли в Алтайские горы. Линия границ после этого получила название Новой Колывань – Кузнецкой, или Алтайской. В освободившиеся прежние казачьи поселки по решению правительства направили ссыльных крестьян для снабжения продовольствием горнозаводских рабочих. Уже в 1792 году в Бухтарминской волости было 30 селений.

После отмены крепостного права мощные переселенческие потоки хлынули из Европейской части на юг Сибири в основном крестьяне, едущие на «свободные земли», а старообрядцы в Сибири к началу двадцатого века расселились неравномерно. На Алтае их насчитывалось более тридцати тысяч, это в Красногорском, Солонешенском, Смоленском, Алтайском и других районах. Таким образом, Алтай представляет собой район довольно позднего освоения сибирских земель русскими людьми. Уездный город Бийск упоминали старообрядцы-бегуны в девятнадцатом веке, которые составляли маршрутные карты пути в Беловодье, как один из перевалочных пунктов на этом сакральном пути.

Культура и быт старообрядцев. В конце семнадцатого и в восемнадцатого веков старообрядчество разделилось на «поповцев» «беспоповцев». Однако обе группы дробились на еще более мелкие и среди староверов существуют различные религиозные течения: старожилы старообрядцы – беспоповцы, не признающие священников в качестве посредников между собой и Богом, - в храм не ходят, а посещают свой молельный дом. Поповцы же привлекли для богослужения «беглых» священников, порвавших с официальной православной церковью. Крупнейший центр поповщины находится в Нижнегородской губернии на реке Керженец. Керженцы или «кержаки», были против существующей государственной власти, и считали Петра Первого воплощением антихриста. В 20годы восемнадцатого века были разгромлены и бежали в другие местности.

После ряда законодательных актов 1905-1906гг. старообрядцы получили возможность легализовать свои общины, хотя и без права именовать их приходами, это общины православных старообрядцев, общины «Поляков», «Федосеевцев», «Дырников», «Поповцев» и «Беспоповцев», а также «Новокрещенцев», людей переходящих в старообрядчество и других. С целью укрепления христианства происходит присоединение «беглопоповских» общин к белокриницкой старообрядческой церкви. Мельников Федор Евфимьевич стал инициатором издания журнала «Сибирский старообрядец». Налаживаются связи между различными старообрядческими толками, число их растет, за счет появления уроженцев. Наиболее благоприятным периодом в истории алтайских староверов предстает время со второй половины девятнадцатого века до десятых годов двадцатого века, что связано со смягчением политики правительства в отношении старообрядцев.

Село Мульта – это современный духовный центр староверов Уймона. В соседнем селе Замульта, на другом берегу находится действующий старообрядческий храм Ильи Пророка Новосибирской епархии Русской православной старообрядческой церкви построенный в 2002 – 2003 годах. В конце девятнадцатого века в селе Нижний Уймон была построена старообрядческая часовня, неимоверными усилиями жителей сохраненная до начала советских времен. В1980году заканчивается строительство Покровского храма Старообрядческой церкви.

Потомки старообрядцев хранят свою «особенность» и по сей день не только духовную, но и материальную: в Верх-Уймоне можно увидеть дома, построенные из лиственницы и пихтача по заветам старины с соблюдением лунных циклов еще в девятнадцатом – начале двадцатого веков, некоторые из них сохранили росписи легендарной народной умелицы Агашевны. В селах Верх-Уймон, Солоновка, Солонешенное , да и в других создаются музеи старообрядчества. Сельское хозяйство и сегодня остается основным занятием современных потомков староверов; не последнюю роль в хозяйстве играют и промыслы. Староверы хорошо разбираются в лекарственных травах, съедобных растениях, корнях.

Одна из традиций старообрядцев говорит, что посуда, из которой пьет чужой человек, в староверческих семьях считается нечистой, ее нужно держать отдельно и уж ни в коем случае не окунать в домашнее ведро. Каждая посуда имеет свое предназначение. Старообрядец отличается от других людей, тем , что он носит бороду, одевается по старинке ,рубашка косоворотка на выпуск, подпоясанная ремешком или тесемочкой, штаны или брюки заправленные в сапоги. А женщины носят косы, сарафаны, шали, платки, фартуки. В основном самотканую одежду.

Вот как состоит типичная изба русских старообрядцев, в которой сохранено внутреннее убранство с русской печью, которая занимает почти четверть комнаты, палатами, лавками, полками под посуду, на пол постелены домотканые дорожки. На стенах расшитые полотенца, зеркала, детская зыбка с самодельными игрушками. В переднем красном углу над столом, накрытом белой скатертью, божница со старообрядческими книгами, иконами, кадило, подсвечник. В сенях хранится конная упряжь, седла, посуда деревянная: кадочки – «квашонки», туеса большие и маленькие, старинная маслобойка, крупорушки, кожаные суммы. Утварь в основном самодельная.

В 2008году представители Русской Православной церкви и старообрядцы Новозыбковской традиции договорились о начале постоянного диалога.

В последнее время на Алтае намечается тенденция к обращению от старообрядчества и православия к новым религиозным культам к бурханизму.

* Как известно, именно старообрядцы в восемнадцатом веке впервые обосновались на Алтае и взаимодействовали с коренными жителями края. Сейчас во многих отдаленных от городов деревнях религиозные старообрядческие традиции разрушаются и угасают.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Рассказываем о турах в Instagram
Ваш персональный гид по активному отдыху на Алтае. Приключения начинаются здесь!
Насладитесь красотой алтайской природы в конном туре "К подножью Белухи и Кучерлинскому озеру" ‼

Вас ждёт захватывающее путешествие по Горному Алтая. Этот маршрут уникален, так как от стандартного тура к подножью Белухи он отличается тем, что группа заходит еще и на красивое Кучерлинское озеро! Это один из крупнейших водоемов ледникового происхождения. Рыбаки будут в восторге, так как озеро богато рыбой, в особенности хариусом
33
0
Река Аргут
116
0
Легенда о богатыре Сартакпае #легендыАлтая
62
1
А тем временем победительница нашего розыгрыша тура в Инстаграм "Золотое кольцо Алтая" @1905swe_tl уже вернулась из призового путешествия по Алтаю.
81
1
Кто хочет увидеть всё и сразу, для Вас хорошая новость ‼
Приглашаем Вас в увлекательный джип-тур "Алтай — Монголия" ☺️

Это путешествие – замечательная возможность увидеть как, Русский, так и Монгольский Алтай!

Вы побываете на плато Укок – плоскогорье, находящееся на самом юге Горного Алтая, на стыке границ России, Китая, Монголии и Казахстана. Плато знаменито благодаря «Принцессе Алтая» – уникальной и сенсационной находке пазырыкской культуры. В ощущениях местных жителей плоскогорье имеет ореол священности. Недаром философ М.Ю. Шишкин предложил воспринимать плато Укок как Алтарь Евразии.

Вторая часть маршрута проходит по территории Монгольского Алтая. У Вас есть уникальная возможность соприкоснуться с этой удивительной, кочевой страной, чья культура и быт прошли сквозь века практически в первозданном виде. В этом путешествии Вы увидите колоссальное количество разнообразных археологических памятников, оставленных скифами, тюрками, уйгурами, найманами, монголами, ойратами, некогда населявшими территорию Алтая и Монгольских степей 
43
1
Летнее очарование Алтая ☀
124
3
Малохоженный и окруженный бесчисленным количеством тайн и загадок Теректинский хребет 
128
0
Алтай цветёт
475
37
Вас не привлекают привычные маршруты? Хотите изведать что-то новое⁉ Тогда Вам понравится джип-тур: "Ледники Талдуринский, Софийский – озеро Хиндиктиг-Коль (Тыва) – озеро Телецкое"
42
0
Фотографии из майского джип-тура "Экспедиция по Монголии" от @peterselena.
"Ещё одна мечта сбылась
211
5
Атмосферные фотографии из пешего тура "К подножью Белухи по местам связанным с им. Н.К. Рериха"
224
5
Этот май на Алтае был удивительно богат на сиреневые горы :) Рады за всех, кто приехал к нам на майские, а тех, кто не успел, приглашаем в следующем
256
1
#ГорнаяАптека

Курильский чай или лапчатка кустарниковая — невысокий кустарник (до 1,5 м в высоту) с яркими желтыми цветами, растет по берегам горных рек и на горных склонах вблизи рек. Встречается он не только в Горном Алтае, но и в Средней Азии, на Кавказе, в Китае. Выращивают курильский чай и на садовых участках, так как это растение очень красиво и неприхотливо в уходе.

Издавна люди использовали не только листья, цветы этого растения, но и целые побеги для приготовления вкусного и полезного напитка.
Курильский чай популярен в народе как кровоостанавливающее, противовоспалительное, антиаллергическое, противовирусное, антибактериальное, противодиабетическое, гепатопротекторное, желчегонное, мочегонное, кровоостанавливающее, противоязвенное, иммуностимулирующее, успокаивающее, обезболивающее, противопоносное средство. Принимается внутрь при желудочно-кишечных и женских заболеваниях и наружно при лечении нарывов, ран, фурункулов, а также в виде полосканий при ангине, стоматите и других заболеваниях полости рта. Водный отвар курильского чая считают бактерицидным по отношению к возбудителям кишечных инфекций, в том числе дизентерии.
Курильский чай эффективен при дисбактериозе, запорах и диарее, язве желудка, двенадцатиперстной кишки, язвенных колитах, воспалительных заболеваниях женской половой сферы.

P.S Напиток только из соцветий Курильского чая называют Королевским. Курильский чай находили и при раскопках Пазырыкских курганов.
111
0
Легенда о Гибельной переправе #легендыАлтая
81
0
Водопад Текелю
153
1
Хотели бы Вы увидеть Хозяина Небесных Гор⁉ ☺

Так называют снежного барса — ирбиса. Этот властелин скалистых вершин живет высоко в горах, где царствует тишина и покой, вдоль Монгольской границы на хребте Сайлюгем.

Здесь высокое ярко-голубое небо, на фоне которого красуются многоцветные величественные горы. Здесь глубокие речные долины и чистые прозрачные реки. Здесь множество ярких цветов, украшающих степи и горные склоны
57
0
Озеро Кюльдуайры
160
1
А Вы знали, что Телецкое озеро по о своей глубине занимает 4-е место в России после Байкала (1641 м), Каспийского моря-озера (980 м), Хантайского озера (около 400 м) 
200
1
Стоянка Тухман
130
1
#Вестисполей
Вчера группа конного тура "Туда, где цветет Маральник" вернулась с маршрута!
Небольшой фото-отчетик
186
1