Старообрядцы Алтая

Показать разделы

staroveri.jpg После раскола церкви в 1720 году – появление первых старообрядцев на Алтае. Живописные места Горного Алтая притягивали старообрядцев. Некоторые из староверов оказались в числе прочих русских переселенцев, подпавшие под правительственные указы о заселении новых земель в связи с основанием крепостей и заводов, так называемые казенные переселения. Другие же были беглецами, скрывавшимися в труднодоступных ущельях Алтайских гор от правительственных повинностей, крепостной неволи и религиозных гонений, как например Бухтарминские старообрядцы - каменщики жили в горах. Многие живут на заимках по несколько семей, скрываясь от мирских людей, со своими законами, простыми, но суровыми: быть твердым в вере, не лгать, не воровать, не курить, не употреблять алкоголя, чтить родителей и многое другое, что отличало их от других людей.

После раскола церкви в 1720 году – появление первых старообрядцев на Алтае. Живописные места Горного Алтая притягивали старообрядцев. Некоторые из староверов оказались в числе прочих русских переселенцев, подпавшие под правительственные указы о заселении новых земель в связи с основанием крепостей и заводов, так называемые казенные переселения. Другие же были беглецами, скрывавшимися в труднодоступных ущельях Алтайских гор от правительственных повинностей, крепостной неволи и религиозных гонений, как например Бухтарминские старообрядцы - каменщики жили в горах. Многие живут на заимках по несколько семей, скрываясь от мирских людей, со своими законами, простыми, но суровыми: быть твердым в вере, не лгать, не воровать, не курить, не употреблять алкоголя, чтить родителей и многое другое, что отличало их от других людей.  В 1721 году наши предки бежали из Москвы в Польшу, так как их в России преследовали за старую веру. Они были не согласны с Никоном. В Польше наши предки жили сорок лет на реке Ветке Гомельской губернии (ныне Белоруссия). В Польше в 1761году поселенцы из России были разгромлены казаками по приказу властей. Все поселенцы были направлены в Москву. По возвращении в Москву им обещали свободу, но обещание не выполнили. Староверы отказались признать православную веру в новом обряде, и за отказ вторично их сослали в Сибирь совместно с волжскими кержаками с волжских скитов. Отсюда пошло название «поляки» и «кержаки». К Алтайским горам направили большую группу старообрядцев от западных границ государства. Они были расселены компактной группой. Местные жители называли их «поляки», так как высланы они были с территории, принадлежащей некоторое время Польше. Возможно, в состав «поляков» вошли жители близлежащих к Ветке и Стародубовью селений. Таким образом, «поляки» стали первой группой переселенцев из южной части России. Старообрядцы в силу своей религиозной замкнутости держались особняком. В Сибири они сами стали называть себя поляками.

Когда прибыли на Алтай, стали расселяться по разным местам. Из этого этапа, в котором были и семья Гусляковых, часть осталась в Перерве, в Шеманаихе, часть в Лосихе, а остальные выехали в Бобровку. Старообрядцы вели счет родства, начиная его от времени поселения во вновь основанной деревне. Известно, что первые деревни «поляков» появились на Алтае в середине 1860-х годах: Лосиха ( Старо-Алейская), Шеманаевская (Ново-Алейская) Екатерининская, Петропавловская, Секисовская и Бобровская, ставшая административным центром. К середине девятнадцатого века «поляки» составили в Бийском уезде более 80% населения. В 1782 году императрица Екатерина Вторая разрешила русским людям, в том числе и старообрядцам, селиться с инородцами, с тех пор они значились оседлыми инородцами. Они должны были вносить в казну ясак* мехами по оценке на 3руб. 50коп., но при этом освобождались от воинской обязанности, от уплаты государственных податей, не выполняли натуральной повинности и даже не приписывались к заводам. Неофициальным управляющим центром старообрядчества, а также ее культуры становится одно из самых старых загадочных сел Усть-Коксинского района Верх-Уймон. Это первое русское село основано в 1786 году старообрядцами, бежавшими на Алтай, в поисках Беловодья – страны «истинной веры и древнего благочестия». Начинают складываться традиции Алтайского старообрядчества. Они обживаются, что свидетельствует образование многочисленных деревень, например, село Солоновка было создано старообрядцами более трехсот лет назад. Расселение староверов происходит особенно в предгорий Горного Алтая, в местах Беловодье , где обосновались села староверов Алтая по рекам Бухтарме, Убе и у озера Маркаколь, а также в Уймонской и Катандинской степи. Это расселение началось в начале восемнадцатого века в результате оттеснения кочевых сибирских племен к китайской границе, что и произошло расширение земельных владений Российского государства. Поэтому в 1760 году часть крепостей перенесли в Алтайские горы. Линия границ после этого получила название Новой Колывань – Кузнецкой, или Алтайской. В освободившиеся прежние казачьи поселки по решению правительства направили ссыльных крестьян для снабжения продовольствием горнозаводских рабочих. Уже в 1792 году в Бухтарминской волости было 30 селений.

После отмены крепостного права мощные переселенческие потоки хлынули из Европейской части на юг Сибири в основном крестьяне, едущие на «свободные земли», а старообрядцы в Сибири к началу двадцатого века расселились неравномерно. На Алтае их насчитывалось более тридцати тысяч, это в Красногорском, Солонешенском, Смоленском, Алтайском и других районах. Таким образом, Алтай представляет собой район довольно позднего освоения сибирских земель русскими людьми. Уездный город Бийск упоминали старообрядцы-бегуны в девятнадцатом веке, которые составляли маршрутные карты пути в Беловодье, как один из перевалочных пунктов на этом сакральном пути.

Культура и быт старообрядцев. В конце семнадцатого и в восемнадцатого веков старообрядчество разделилось на «поповцев» «беспоповцев». Однако обе группы дробились на еще более мелкие и среди староверов существуют различные религиозные течения: старожилы старообрядцы – беспоповцы, не признающие священников в качестве посредников между собой и Богом, - в храм не ходят, а посещают свой молельный дом. Поповцы же привлекли для богослужения «беглых» священников, порвавших с официальной православной церковью. Крупнейший центр поповщины находится в Нижнегородской губернии на реке Керженец. Керженцы или «кержаки», были против существующей государственной власти, и считали Петра Первого воплощением антихриста. В 20годы восемнадцатого века были разгромлены и бежали в другие местности.

После ряда законодательных актов 1905-1906гг. старообрядцы получили возможность легализовать свои общины, хотя и без права именовать их приходами, это общины православных старообрядцев, общины «Поляков», «Федосеевцев», «Дырников», «Поповцев» и «Беспоповцев», а также «Новокрещенцев», людей переходящих в старообрядчество и других. С целью укрепления христианства происходит присоединение «беглопоповских» общин к белокриницкой старообрядческой церкви. Мельников Федор Евфимьевич стал инициатором издания журнала «Сибирский старообрядец». Налаживаются связи между различными старообрядческими толками, число их растет, за счет появления уроженцев. Наиболее благоприятным периодом в истории алтайских староверов предстает время со второй половины девятнадцатого века до десятых годов двадцатого века, что связано со смягчением политики правительства в отношении старообрядцев.

Село Мульта – это современный духовный центр староверов Уймона. В соседнем селе Замульта, на другом берегу находится действующий старообрядческий храм Ильи Пророка Новосибирской епархии Русской православной старообрядческой церкви построенный в 2002 – 2003 годах. В конце девятнадцатого века в селе Нижний Уймон была построена старообрядческая часовня, неимоверными усилиями жителей сохраненная до начала советских времен. В1980году заканчивается строительство Покровского храма Старообрядческой церкви.

Потомки старообрядцев хранят свою «особенность» и по сей день не только духовную, но и материальную: в Верх-Уймоне можно увидеть дома, построенные из лиственницы и пихтача по заветам старины с соблюдением лунных циклов еще в девятнадцатом – начале двадцатого веков, некоторые из них сохранили росписи легендарной народной умелицы Агашевны. В селах Верх-Уймон, Солоновка, Солонешенное , да и в других создаются музеи старообрядчества. Сельское хозяйство и сегодня остается основным занятием современных потомков староверов; не последнюю роль в хозяйстве играют и промыслы. Староверы хорошо разбираются в лекарственных травах, съедобных растениях, корнях.

Одна из традиций старообрядцев говорит, что посуда, из которой пьет чужой человек, в староверческих семьях считается нечистой, ее нужно держать отдельно и уж ни в коем случае не окунать в домашнее ведро. Каждая посуда имеет свое предназначение. Старообрядец отличается от других людей, тем , что он носит бороду, одевается по старинке ,рубашка косоворотка на выпуск, подпоясанная ремешком или тесемочкой, штаны или брюки заправленные в сапоги. А женщины носят косы, сарафаны, шали, платки, фартуки. В основном самотканую одежду.

Вот как состоит типичная изба русских старообрядцев, в которой сохранено внутреннее убранство с русской печью, которая занимает почти четверть комнаты, палатами, лавками, полками под посуду, на пол постелены домотканые дорожки. На стенах расшитые полотенца, зеркала, детская зыбка с самодельными игрушками. В переднем красном углу над столом, накрытом белой скатертью, божница со старообрядческими книгами, иконами, кадило, подсвечник. В сенях хранится конная упряжь, седла, посуда деревянная: кадочки – «квашонки», туеса большие и маленькие, старинная маслобойка, крупорушки, кожаные суммы. Утварь в основном самодельная.

В 2008году представители Русской Православной церкви и старообрядцы Новозыбковской традиции договорились о начале постоянного диалога.

В последнее время на Алтае намечается тенденция к обращению от старообрядчества и православия к новым религиозным культам к бурханизму.

* Как известно, именно старообрядцы в восемнадцатом веке впервые обосновались на Алтае и взаимодействовали с коренными жителями края. Сейчас во многих отдаленных от городов деревнях религиозные старообрядческие традиции разрушаются и угасают.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Рассказываем о турах в Instagram
Ваш персональный гид по активному отдыху на Алтае. Приключения начинаются здесь!
Отзыв о туре "Сафари на снегоходах по Восточному Алтаю" от Андрея и Артёма Кубасовых :

"Большое спасибо компании Алтай-Тур, Алексею, Евгении, Роману, Маше и Татьяне за прекрасное приключение, чёткую организацию, добротную технику, вкусное и разнообразное питание, гостеприимство и позитив.
Обязательно приедем к Вам ещё и будем рекомендовать.
С уважением, Андрей и Артём Кубасовы."

Больше отзывов на нашем сайте!

Фотографии еще одного участника этого тура - Николая Савичева
88
2
Золотое кольцо Алтая

 #алтай #природа #сибирь #altayregion #altay #altaitur #altairepublic #adventuretime #tourism #алтай #алтайтур #республикаалтай
89
0
Друзья, предлагаем окунуться в удивительный и чудесный мир неизведанной Монголии в эксклюзивном туре "Экспедиция в Монголию"
70
2
А Вы уже поняли, какое это озеро⁉ 
171
5
ВЫ ЗНАЕТЕ⁉

Пик Шенелю – это отдельно стоящая вершина на востоке Катунского хребта, высотой 3888 м. Местные жители называют Шенелю «началом» Катунского хребта. В полной красе пик можно увидеть из села Джазатор.

 #алтай #природа #сибирь #altayregion #altay #altaitur #altairepublic #adventuretime #tourism #алтай #алтайтур #республикаалтай
128
0
Красивейшие пейзажи, интересная культура и увлекательная рыбалка — это путешествие в загадочную Монголию! 
98
0
Звериными тропами Айгулакского хребта
177
3
Автотур "Золотое кольцо Алтая", август
232
0
Хотите испытать настоящий экстрим по-алтайски ⁉
Через 5 дней стартует увлекательный водный тур "Средняя Катунь"
49
0
Прикосновение осени
177
1
А также фото-привет от инструктора Вероники:

"Суровая красота маршрута Джазатор-Тюнгур (тоже через подножье Белухи и Кара-Тюрек), уникальный маршрут, проводимый Алтай-туром только 2 раза в год! фото, присланные участниками моей группы, за что благодарю их, вспоминаю наше путешествие добрыми словами!"

 #алтай #природа #сибирь #altayregion #altay #altaitur #altairepublic #adventuretime #tourism #алтай #алтайтур #республикаалтай
186
2
Фото-привет от нашего инструктора Арины:

"В этом году удалось сходить только один маршрут - на плато Укок, но зато какой это был поход!)) Отличная погода, отличная группа и самый лучший конь - Казыр! Жду следующего лета!
Фото: участник нашей конной гвардии Анатолий Антушев"

Будем ждать в новом сезоне!
101
0
#Пошагали с нами в Монголию с 25 сентября есть ещё два места
108
3
Далеко-далеко, за горами и лесами, за большими реками есть чудесная страна. Там мощными, каменистыми пестрыми грядами раскинулись громады гор... Там изумрудные озера необычных форм, там сухие, выжженные степи… Там голубыми лентами извиваются реки и тучными стадами ходят овцы, яки, верблюды… Там сохранился кочевой образ жизни и чтят традиции… Там – великое множество археологических памятников и древностей… Там – совершенно другой мир. И все это – Монголия! 
173
6
А ВЫ ЗНАЛИ ⁉
На склонах Южно-Чуйского хребта, в отличие от Северо-Чуйского, практически нет леса — лишь луга
261
5
Уже через 3 дня ⏳стартует пеший тур "К Мультинским озерам".
У Вас еще есть возможность присоединиться! Спешите‼

Этот маршрут проходит по Усть-Коксинскому району – одному из самых удивительных и загадочных мест Алтая, имеющему неповторимый высокогорный рельеф. Высоко в горах окруженные со всех сторон дикой тайгой застыли в своей первозданной красоте живописные Мультинские озера, которые входят в Катунский заповедник 
35
0
Озеро Кальджин-Куль-Бас 
147
0
Уже через 3 дня ⏳стартует конно-водный тур "По Восточному Алтаю и Средняя Катунь". А Вы готовы к нам присоединиться ⁉

38
8
Пеший тур "К Шавлинским озёрам"
238
0
Захватывающие дух алтайские пейзажи
205
0