Старообрядцы Алтая

Показать разделы

staroveri.jpg После раскола церкви в 1720 году – появление первых старообрядцев на Алтае. Живописные места Горного Алтая притягивали старообрядцев. Некоторые из староверов оказались в числе прочих русских переселенцев, подпавшие под правительственные указы о заселении новых земель в связи с основанием крепостей и заводов, так называемые казенные переселения. Другие же были беглецами, скрывавшимися в труднодоступных ущельях Алтайских гор от правительственных повинностей, крепостной неволи и религиозных гонений, как например Бухтарминские старообрядцы - каменщики жили в горах. Многие живут на заимках по несколько семей, скрываясь от мирских людей, со своими законами, простыми, но суровыми: быть твердым в вере, не лгать, не воровать, не курить, не употреблять алкоголя, чтить родителей и многое другое, что отличало их от других людей.

После раскола церкви в 1720 году – появление первых старообрядцев на Алтае. Живописные места Горного Алтая притягивали старообрядцев. Некоторые из староверов оказались в числе прочих русских переселенцев, подпавшие под правительственные указы о заселении новых земель в связи с основанием крепостей и заводов, так называемые казенные переселения. Другие же были беглецами, скрывавшимися в труднодоступных ущельях Алтайских гор от правительственных повинностей, крепостной неволи и религиозных гонений, как например Бухтарминские старообрядцы - каменщики жили в горах. Многие живут на заимках по несколько семей, скрываясь от мирских людей, со своими законами, простыми, но суровыми: быть твердым в вере, не лгать, не воровать, не курить, не употреблять алкоголя, чтить родителей и многое другое, что отличало их от других людей.  В 1721 году наши предки бежали из Москвы в Польшу, так как их в России преследовали за старую веру. Они были не согласны с Никоном. В Польше наши предки жили сорок лет на реке Ветке Гомельской губернии (ныне Белоруссия). В Польше в 1761году поселенцы из России были разгромлены казаками по приказу властей. Все поселенцы были направлены в Москву. По возвращении в Москву им обещали свободу, но обещание не выполнили. Староверы отказались признать православную веру в новом обряде, и за отказ вторично их сослали в Сибирь совместно с волжскими кержаками с волжских скитов. Отсюда пошло название «поляки» и «кержаки». К Алтайским горам направили большую группу старообрядцев от западных границ государства. Они были расселены компактной группой. Местные жители называли их «поляки», так как высланы они были с территории, принадлежащей некоторое время Польше. Возможно, в состав «поляков» вошли жители близлежащих к Ветке и Стародубовью селений. Таким образом, «поляки» стали первой группой переселенцев из южной части России. Старообрядцы в силу своей религиозной замкнутости держались особняком. В Сибири они сами стали называть себя поляками.

Когда прибыли на Алтай, стали расселяться по разным местам. Из этого этапа, в котором были и семья Гусляковых, часть осталась в Перерве, в Шеманаихе, часть в Лосихе, а остальные выехали в Бобровку. Старообрядцы вели счет родства, начиная его от времени поселения во вновь основанной деревне. Известно, что первые деревни «поляков» появились на Алтае в середине 1860-х годах: Лосиха ( Старо-Алейская), Шеманаевская (Ново-Алейская) Екатерининская, Петропавловская, Секисовская и Бобровская, ставшая административным центром. К середине девятнадцатого века «поляки» составили в Бийском уезде более 80% населения. В 1782 году императрица Екатерина Вторая разрешила русским людям, в том числе и старообрядцам, селиться с инородцами, с тех пор они значились оседлыми инородцами. Они должны были вносить в казну ясак* мехами по оценке на 3руб. 50коп., но при этом освобождались от воинской обязанности, от уплаты государственных податей, не выполняли натуральной повинности и даже не приписывались к заводам. Неофициальным управляющим центром старообрядчества, а также ее культуры становится одно из самых старых загадочных сел Усть-Коксинского района Верх-Уймон. Это первое русское село основано в 1786 году старообрядцами, бежавшими на Алтай, в поисках Беловодья – страны «истинной веры и древнего благочестия». Начинают складываться традиции Алтайского старообрядчества. Они обживаются, что свидетельствует образование многочисленных деревень, например, село Солоновка было создано старообрядцами более трехсот лет назад. Расселение староверов происходит особенно в предгорий Горного Алтая, в местах Беловодье , где обосновались села староверов Алтая по рекам Бухтарме, Убе и у озера Маркаколь, а также в Уймонской и Катандинской степи. Это расселение началось в начале восемнадцатого века в результате оттеснения кочевых сибирских племен к китайской границе, что и произошло расширение земельных владений Российского государства. Поэтому в 1760 году часть крепостей перенесли в Алтайские горы. Линия границ после этого получила название Новой Колывань – Кузнецкой, или Алтайской. В освободившиеся прежние казачьи поселки по решению правительства направили ссыльных крестьян для снабжения продовольствием горнозаводских рабочих. Уже в 1792 году в Бухтарминской волости было 30 селений.

После отмены крепостного права мощные переселенческие потоки хлынули из Европейской части на юг Сибири в основном крестьяне, едущие на «свободные земли», а старообрядцы в Сибири к началу двадцатого века расселились неравномерно. На Алтае их насчитывалось более тридцати тысяч, это в Красногорском, Солонешенском, Смоленском, Алтайском и других районах. Таким образом, Алтай представляет собой район довольно позднего освоения сибирских земель русскими людьми. Уездный город Бийск упоминали старообрядцы-бегуны в девятнадцатом веке, которые составляли маршрутные карты пути в Беловодье, как один из перевалочных пунктов на этом сакральном пути.

Культура и быт старообрядцев. В конце семнадцатого и в восемнадцатого веков старообрядчество разделилось на «поповцев» «беспоповцев». Однако обе группы дробились на еще более мелкие и среди староверов существуют различные религиозные течения: старожилы старообрядцы – беспоповцы, не признающие священников в качестве посредников между собой и Богом, - в храм не ходят, а посещают свой молельный дом. Поповцы же привлекли для богослужения «беглых» священников, порвавших с официальной православной церковью. Крупнейший центр поповщины находится в Нижнегородской губернии на реке Керженец. Керженцы или «кержаки», были против существующей государственной власти, и считали Петра Первого воплощением антихриста. В 20годы восемнадцатого века были разгромлены и бежали в другие местности.

После ряда законодательных актов 1905-1906гг. старообрядцы получили возможность легализовать свои общины, хотя и без права именовать их приходами, это общины православных старообрядцев, общины «Поляков», «Федосеевцев», «Дырников», «Поповцев» и «Беспоповцев», а также «Новокрещенцев», людей переходящих в старообрядчество и других. С целью укрепления христианства происходит присоединение «беглопоповских» общин к белокриницкой старообрядческой церкви. Мельников Федор Евфимьевич стал инициатором издания журнала «Сибирский старообрядец». Налаживаются связи между различными старообрядческими толками, число их растет, за счет появления уроженцев. Наиболее благоприятным периодом в истории алтайских староверов предстает время со второй половины девятнадцатого века до десятых годов двадцатого века, что связано со смягчением политики правительства в отношении старообрядцев.

Село Мульта – это современный духовный центр староверов Уймона. В соседнем селе Замульта, на другом берегу находится действующий старообрядческий храм Ильи Пророка Новосибирской епархии Русской православной старообрядческой церкви построенный в 2002 – 2003 годах. В конце девятнадцатого века в селе Нижний Уймон была построена старообрядческая часовня, неимоверными усилиями жителей сохраненная до начала советских времен. В1980году заканчивается строительство Покровского храма Старообрядческой церкви.

Потомки старообрядцев хранят свою «особенность» и по сей день не только духовную, но и материальную: в Верх-Уймоне можно увидеть дома, построенные из лиственницы и пихтача по заветам старины с соблюдением лунных циклов еще в девятнадцатом – начале двадцатого веков, некоторые из них сохранили росписи легендарной народной умелицы Агашевны. В селах Верх-Уймон, Солоновка, Солонешенное , да и в других создаются музеи старообрядчества. Сельское хозяйство и сегодня остается основным занятием современных потомков староверов; не последнюю роль в хозяйстве играют и промыслы. Староверы хорошо разбираются в лекарственных травах, съедобных растениях, корнях.

Одна из традиций старообрядцев говорит, что посуда, из которой пьет чужой человек, в староверческих семьях считается нечистой, ее нужно держать отдельно и уж ни в коем случае не окунать в домашнее ведро. Каждая посуда имеет свое предназначение. Старообрядец отличается от других людей, тем , что он носит бороду, одевается по старинке ,рубашка косоворотка на выпуск, подпоясанная ремешком или тесемочкой, штаны или брюки заправленные в сапоги. А женщины носят косы, сарафаны, шали, платки, фартуки. В основном самотканую одежду.

Вот как состоит типичная изба русских старообрядцев, в которой сохранено внутреннее убранство с русской печью, которая занимает почти четверть комнаты, палатами, лавками, полками под посуду, на пол постелены домотканые дорожки. На стенах расшитые полотенца, зеркала, детская зыбка с самодельными игрушками. В переднем красном углу над столом, накрытом белой скатертью, божница со старообрядческими книгами, иконами, кадило, подсвечник. В сенях хранится конная упряжь, седла, посуда деревянная: кадочки – «квашонки», туеса большие и маленькие, старинная маслобойка, крупорушки, кожаные суммы. Утварь в основном самодельная.

В 2008году представители Русской Православной церкви и старообрядцы Новозыбковской традиции договорились о начале постоянного диалога.

В последнее время на Алтае намечается тенденция к обращению от старообрядчества и православия к новым религиозным культам к бурханизму.

* Как известно, именно старообрядцы в восемнадцатом веке впервые обосновались на Алтае и взаимодействовали с коренными жителями края. Сейчас во многих отдаленных от городов деревнях религиозные старообрядческие традиции разрушаются и угасают.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Рассказываем о турах в Instagram
Ваш персональный гид по активному отдыху на Алтае. Приключения начинаются здесь!
Уютненько!

#Отдыхнаалтае #Алтайтур #туризм #путешествия #горныйалтай #горный_алтай #турывгоры #сибирь #природа #походывгоры #турынаджипах #алтайскиегоры #отдыхнаалтае #алтай_тур #altaitur #altaytyr #алтайскиегоры #алтайскиеканикулы #летоэтомаленькаяжизнь
195
6
Чудеса конного тура
К Каракольским озёрам.
ЧУДО - 10 ДЕТИ.
Тур доступен для участия деток от 7 лет. А это значит, что можно отправиться в путешествие всей семьей.
Стоимость тура 28000 рублей с участника.
График заездов на маршрут очень плотный, вы обязательно найдёте для себя подходящую дату.
Туры в июне: 6-13, 14-21, 23-30,
в июле: 2-9, 10-17, 19-26, 27-03.08, в августе: 5-12, 14-21, 23-30
в сентябре: 4-17, 20-27 (время золотого Алтая).
ЖДЁМ ВАС #алтайскиегоры #алтайтур #туризм #путешествия #горныйалтай #алтай #горыалтая #конныетурынаалтае #отдыхнаалтае #турывгоры #природа, #сибирь #алтайтуры #конныепоходы #походывгоры #алтайлетом #алтайтур #altaitur
83
0
Чудо - 9 Рассветы и Закаты #алтайскиегоры #алтайтур #туризм #путешествия #горный_алтай #алтай #гоныйалтай #altai #altay #горыалтая #горы #турынаалтай #природа #сибирь #турывгорныйалтай #отдыхнаалтае #турывгоры #отдыхлетома #летоэтомаленькаяжизнь
222
3
Чудеса конного тура К Каракольским озёрам. Чудо - 8 ВОДОПАД. #алтайтур #туризм #путешествия #горный_алтай #алтайскиеканикулы #алтай #горныйалтай #altai #горыалтая #горы #турынаалтай #природа #сибирь #altai_mountains #турывгорныйалтай #конныетуры #отдыхнаалтае #турывгоры
153
4
Чудо - 7 КОНИ #алтайскиеканикулы #конныетуры #отдыхнаалтае #алтайскиегоры #отдыхлетом #всенаалтай #горыалтая #летонаалтае #турывгоры #горныйалтайлетом #горыалтая #летонаалтае
216
2
Чудеса конного тура К Каракольским озёрам. Чудо - 6 РЕКИ и РУЧЬИ.
#алтайскиеканикулы #конныетуры #алтайские горы #отдыхлетом #всенаалтай #горныйалтай #горныйалтайлетом #турывгоры #алтайтур #летниетуры #отдыхнаалтае #горыалтая #летонаалтае
154
0
Чудеса конного тура К Каракольским озерам.
Чудо - 5 ЦВЕТЫ #алтайскиеканикулы #конныетуры #турынаалтай #алтайскиегоры #отдыхлетом #всенаалтай #горныйалтай #горныйалтайлетом #турывгоры #алтайтур #летниетуры #отдыхнаалтае #горыалтая #летонаалтае
135
6
Чудеса конного тура К Каракольским озёрам.
Чудо -4 ПЕЩЕРА. #конныетуры #алтайтур #отдыхнаалтае #турыпоалтаю #летниетуры #алтайскиегоры #турывгоры #горныйалтай #горныйалтайтуры #горыалтая #отдыхалтай
114
0
Чудеса конного тура к Каракольским озёрам.
Чудо 3 - ОБЛАКА. #конныетуры #конныепоходы #конныепоходыалтай #конныетурыалтай #алтайотдых #отдыхнаалтае #алтайтур #алтаймаршрут #каракольскиеозера #летниетуры #алтайлетом #алтай #сибирь #горныйалтай #горныйалтайтуры #отдыхалтай2020
181
1
Чудеса конного тура к Каракольским озёрам.
Чудо 2 - ЛЕСА. #конныетуры #алтайотдых #отдыхнаалтае #летниетуры #алтайтур #altaitur #конныетуры #конныетурыалтай #сибирь #турнаалтай #каракольскиеозера
271
1
Чудеса конного тура к Каракольским озёрам.
Чудо 1 - ОЗЕРА. #конныетурынаалтай #наконяхпоалтаю #отдыхнаалтае #летонаалтае2020 #отдыхнаалтаелетом #алтайтур #турынаалтай #походынаалтай #летниетуры #altaitur #республикаалтай #отдыхалтай2020 #отдыхалтай
242
0
С нетерпением ждём лета! #конныетуры #конныетурыпоалтаю #наконяхпоалтаю #летонаалтае #активныетурынаалтае #отдыхлетом #отдыхалтай #алтайтур #конныйпоходпоалтаю #алтайкони #республикаалтай #походынаалтай #турынаалтай #алтайконныетуры
240
5
Живые языки пламени ласково и неслышно общаются с членами алтайских семей, защищают их от разных бед и помогают пережить трудные времена.
#летниетурынаалтай #алтайлетом #алтайтур #республикаалтай #сибирь #altai #altaitour #altairepublic
102
4
#летниетуры #алтайлетгм #отдыхалтай #конныетуры #турынаалтай #алтай #природа #сибирь #алтай #алтайтур #республикаалтай
218
1
Не знаете, как провести летный отдых? Почему бы не в окружении прекрасной алтайской природы⁉

66
0
В поиске самых красивых мест и острых ощущений - тур "К Мультинским озерам и Средняя Катунь"
287
2
29 марта , погода огонь .
259
5
Атмосферные фото из автотура
432
15
Эх... деревенька
576
11
Друзья, напоминаем, что уже открыт набор на летние туры‼

Одним из самых популярных конных маршрутов является тур "К подножью Белухи"
63
0