О сотворении мира

Показать разделы

mir.jpg Когда еще не было ни неба ни земли, был один Ульген (по-ойротски Курбустан-Акай). Он носился и как бы трепетал над безбрежным морем, распростершись, подобно нетопырю и не имел твердого места, где бы встать. Тогда ощутил он голос внутри себя: «Алдында тут, алдында тут», - «Впереди хватай», и, произнеся эти слова, а вместе с тем раскинув руки, ухватил перед собою. И вот попался ему камень, высунувшийся из воды. Он сел на этот камень, продолжая заклинать: «алдында тут,алдында тут!» и думал,что творить и как творить.

Вдруг из воды выходит Ак-эне (Белая Мать)и говорит: «Что придет тебе на мысль творить, скажи только : «этим-бютти «деп- «сделал-свершилось», так и будет, а не говори: «эткеним бютпеди деп», «что сделал-не свершилось». Сказав это, Ак-эне скрылась и более никогда и никому не являлась. Потому-то Ульген, создав людей, дал им повеление: «Бар немени Jок деп айтпа,барды jок дезе,Jок болор»- «о том, что есть, не говори что нет, если скажешь нет о том что есть, то того и не будет».

Ульген ощутил в себе мысль и произнес : «Э, Дьер бютсин,дьер бютсин!- О! Сотвори землю, сотвори землю!» И земля сотворилась. Ульген, продолжая произносить: «Алдында тут, алдында тут!», взглянув вверх, произнес: «Э! Тенери бютсин! - О! Сотвори небо!» - и по слову его сотворилось небо. Ульген продолжал говорить: алдында тут, алдында тут!», и твердил эти слова до создания всех тварей. И слова эти: «Алдында тут» врезались в сознание человека. Поэтому-то человек не ходит задом, не берет руками сзади, но все делает перед собой.

Таким же образом Ульген создал в море три великие рыбы и утвердил на них землю, две рыбы поставлены по краям, а одна под землею, в середине. Эта средняя стоит головою к северу, когда она склоняет голову вниз, тогда на севере делаются топи, если же она сильно наклонит голову, то утопит всю землю. Ее жабры захвачены крючком с арканом, конец которого протянут в небо и там завит на трех столбах так, чтобы можно было, перепуская с одного на другой, подтягивать вверх тот опускать вниз голову рыбы. Этим делом управляет богатырь Ульгеня Мангдышире. Когда он наступит конец аркана с одного столба, то земля склоняется к северу, и делаются топи, а если переступил со второго, то вся земля утонула бы, как это было при всемирном потопе.

Во все время продолжения творения мира Ульген пребывал на золотой горе, над которой сияет солнце и луна- Ай-кун тийген алтын туу. Эта гора с неба навесилась над землею и до земли не достает только на человеческое колено.

Творение мира продолжалось шесть дней. Эти дни Ульген творил, а на седьмой день спал, в восьмой день встал. Поэтому предки Алтайцев ойроты в седьмой день утром совершали моление, мужчины и женщины, умыв лицо и руки, прежде чем начать дела, а матери, не кормя детей грудью, вставали лицом к востоку, мужчины преклонив оба колена и держа обе руки сзади, кланялись до земли и произносили: «Тэди менин Кудайым!».

Перед молением клали аржан на огонь и медную кадильницу (сан-салгыш), утвержденную на четыреножник, вышиною в пояс. Когда грамотность в народе стала исчезать, это исполняли только старшие и то не в каждой юрте, ныне же исполняется это у южных алтайцы только один раз в году, на общем собрании, после весеннего грома, на высокой какой-нибудь горе, брызгают во все стороны коровьим молоком и кланяются.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях