Колыбель-Кабай
При рождении ребенка в алтайской семье малышу делают колыбель из дерева, кожи и войлока. Колыбель должен делать таай (дядя по линии матери).
Прежде чем положить ребенка в колыбель, сначала туда кладут маленького ягненка, козленка или щенка, а потом убирают и кладут ребенка. Этого животного берегут, он должен прожить до старости лет и умереть своей смертью.Это символизирует путь ребенка, чтобы прожил долгую жизнь. Человек, который завязал пуповину ребенку при рождении считается крестной матерью или крестным отцом.
Оформление пуповины несет определенную информацию о ребенке. Если это пуповина мальчика, то она должна быть трехугольной или четырехугольной формы. Туда вкладывают наконечник стрелы. Если это девочка, то вместе с пуповиной вкладывают одну пуговицу с золотой нитью, и зашивают в кожаный мешочек в форме полукруга. И украшают алтайскими национальными орнаментами, бусами и старинными монетами. Такую разукрашенную пуповину подвешивают над колыбелью младенца. Они так же являются игрушками. Рядом с ребенком в колыбель кладут плетку с ручкой из священного дерева.
Красный тальник (табылгы). В древней легенде алтайского народа это дерево считается, священной. Такой плеткой пользовались шаманы для изгнания злых духов и еще подвешивают коготь медведя. Плетка и коготь медведя служат как оберег от злых духов, от сглаза и от порчи. Внутри колыбели делается самотек из лиственницы, который имеет овальную форму. На самотек укладывают волосы, отстриженные с хвоста яка. Как известно, волос яка имеет водооталкивающее свойство, поэтому ребенок остается сухим.
По подвешенным над колыбелью пуповинам можно определить, сколько мальчиков и девочек выросло в этой колыбели. Например, если мать ребенка приглашена на праздник, она снимает с колыбели пуповины и подвешивает на правый бок национального костюма. Во время прохождения праздника можно различать женщину от девушки.
Алтай моя колыбель Кин - Алтай. Сравните эти слова с детской алтайской колыбелью.
Данный вид колыбели распространяется по всей юго – западной Сибири. Так как кочевник за 12 месяцев менял 4 раза стойбища: летнее, зимнее, осеннее и весеннее ему было очень удобно переезжать с малышом на лошадях. Никто не может точно сказать, когда он появился, но ясно то, что это одно из гениальных изобретений кочевых народов. Нашим предкам-кочевникам нужна была такая колыбель, с которой можно было легко и быстро отправиться в дорогу. Мать малыша по дороге, не сойдя с лошади, могла покормить не развязывая. В дно колыбели (вот посмотрите, пожалуйста) чуть ниже спины малыша вставлялась поперечная дощечка для стока мочи. Постоянную колыбель не выбрасывали, за исключением случаев, когда в ней умер ребенок. Новую колыбель сначала очищали можжевельником – арчыном. На период кочевья или же просто по необходимости удобная конструкция и легкий вес колыбели позволяла легко использовать её в трудных условиях жизни тюрков. Можно носить на плечах, на руках, навьючить на лошадь. Различные обереги, подвешенные к колыбели, при переездах играли весьма важную роль: перезвон и бряканье означали, что колыбель надежно закреплена и ребенок на месте. Сейчас традиции использования колыбелей практически утрачены, и используются они обычно в тех случаях, когда они получены в наследство от старшего поколения.