Василий Макарович Шукшин

Показать разделы
Василий Макарович Шукшин - советский писатель, кинорежиссер, сценарист и актер Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края.
Его родители были крестьянами. В 1933 году отец был арестован. Оставшись с двумя маленькими детьми, 22-летняя Мария Шукшина вскоре вышла замуж повторно за односельчанина Павла Куксина, который погиб на фронте в 1942 году.
В 1944 году по окончании семи классов Сросткинской школы Василий поступил учиться в Бийский автомобильный техникум, но впоследствии вынужден был бросить учебу, чтобы прокормить семью.
В 1947-1949 годах работал слесарем-такелажником и разнорабочим на заводах Калуги и Владимира.
В 1949-1953 годах проходил срочную службу матросом на Балтийском флоте, радистом на Черноморском флоте.
В 1953 году был демобилизован с флота из-за обнаружившейся язвы желудка, вернулся в село Сростки. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сросткинской средней школе.
С 1953 по 1954 год работал в сельской школе учителем русского языка, литературы и истории, одновременно выполняя должность директора.
В 1960 году окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института (ныне университет) кинематографии, мастерская Михаила Ромма.
В кино дебют Шукшина как актера состоялся в 1956 году в фильме Сергея Герасимова "Тихий Дон", где он сыграл в эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. Затем Шукшин исполнил главную роль в фильме Марлена Хуциева "Два Федора" (1959). За короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин — "Золотой эшелон" (1959), "Простая история" (1960), "Когда деревья были большими" (1961), "Аленка" (1961), "Мишка, Серега и я" (1961), "Мы, двое мужчин" (1962). В качестве актера Шукшин также снимался в фильмах "Журналист" (1967), "Комиссар" (1967), "У озера" (1969), "Освобождение" (1970-1971) и других.
Параллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса института, по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. И он не ошибся. В 1958 году в журнале "Смена" был опубликован его рассказ "Двое на телеге". Однако эта публикация прошла не замеченной ни критикой, ни читателями, и удрученный Шукшин на время перестал рассылать свои произведения. В начале 1960-х годов одно за другим стали выходить в свет и литературные произведения Шукшина — рассказы "Правда", "Светлые души" и "Степкина любовь". В 1963 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый сборник Шукшина под названием "Сельские жители".
В том же году в журнале "Новый мир" были напечатаны два его рассказа: "Классный водитель" и "Гринька Малюгин". На основе этих рассказов Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма "Живет такой парень", который вышел на экраны в 1964 году. Главную роль шофера Паши Колокольникова сыграл однокурсник по учебе во ВГИКе Леонид Куравлев, которого Шукшин снимал в своей дипломной работе "Из Лебяжьего сообщают" (1960). Картина получила восторженные отклики публики и получила главный приз на Международном кинофестивале в Венеции на конкурсе детских и юношеских фильмов.
Рассказы Шукшина составили несколько сборников: "Сельские жители" (1963), "Там вдали" (1968), "Земляки" (1970), "Характеры" (1973), "Беседы при ясной луне" (1974).
В 1965 году вышел его роман "Любавины" о путях и судьбах крестьянства. Роман "Я пришел дать вам волю" (1971) был написан параллельно с киносценарием о Степане Разине, но снять фильм Шукшину так и не довелось.
В кино в 1966 году на экранах появился новый фильм Шукшина "Ваш сын и брат", который был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
В 1972 году был снят фильм "Печки-лавочки", где Шукшин выступил вновь в качестве режиссера, сценариста и исполнителя главной роли.
В начале 1970-х годов Шукшин написал драматургические произведения "Повесть для театра", "Энергичные люди" (1973), повесть "А поутру они проснулись" (1973, не завершена). Он обратился к жанру философской притчи в повести-сказки "Точка зрения" (1974) и "До третьих петухов: Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума".
Самое зрелое из крупных произведений Шукшина — киноповесть "Калина красная" (1973), которая была экранизирована автором в 1974 году и стала его последней режиссерской работой. В фильме Шукшин блестяще исполнил главную роль, сама картина вызвала большой интерес у зрителей, став для многих потрясением. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года картина "Калина красная" была награждена главным призом.
Последней актерской работой в кино Шукшина стала главная роль Петра Лопахина в эпопее Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину" по роману Михаила Шолохова.
2 октября 1974 года во время съемок этого фильма в каюте теплохода "Дунай" в станице Клетской Волгоградской области Василий Шукшин скоропостижно скончался. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Василий Шукшин — заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), лауреат Государственной премии СССР (1971). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1967). В 1976 году посмертно Василий Шукшин был удостоен Ленинской премии.
После смерти Шукшина в 1975 году вышли его сборники "Брат мой" и "Избранные произведения" в двух томах, которые писатель успел в основном составить сам.
Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле.
С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения, названные впоследствии Шукшинскими днями. Составной частью дней стал Всероссийский Шукшинский кинофестиваль, который с 1999 года стал проходить ежегодно.
В 1978 году на родине Василия Шукшина — в селе Сростки Алтайского края был открыт Всероссийский мемориальный музей-заповедник Шукшина.
В 2004 году на родине писателя и режиссера в селе Сростки на горе Пикет ему был установлен памятник работы Вячеслава Клыкова.
2009 год в Алтайском крае был объявлен Годом Шукшина.
Василий Шукшин был женат на актрисе Лидии Федосеевой-Шукшиной. От этого брака у него остались две дочери Мария и Ольга.
У режиссера также осталась дочь Екатерина от Виктории Софроновой, дочери писателя Анатолия Софронова.
Три фильма, которые Шукшин снял на Алтае
Герои Шукшина - это обычно русские люди из обычной русской деревни, простые, неравнодушные к происходящему вокруг мечтатели с распахнутой миру душой. Оттого иногда они кажутся немного чудаковатыми и странными. Сам Шукшин был таким же обычным деревенским парнем из небольшого алтайского села, вместо окончания автомобильного техникума ушел работать в колхоз. Став знаменитым и начав снимать кино Шукшин возвращался на Алтай и именно в местных деревеньках снимал свои фильмы про чудаковатых героев, часто играл своих героев он сам.
1.jpg

За свою карьеру режиссера Василий Макарович Шукшин снял шесть фильмов, все они про алтайские деревни. Три картины, несмотря на экономическую необоснованность, Шукшину удалось снять прямо на своей родине.
1. Живёт такой парень

В 1964 году Шукшин получает одобрение на съемку своего первого фильма, в котором он выступает режиссером. В основу сценария картины «Живёт такой парень» легли рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На главную роль Шукшин приглашает своего однокурсника Леонида Куравлева. Оба они еще в студенческие годы пробовали сея в актерской работе, но именно этот фильм для обоих в итоге становится настоящим звездным часом и приносит всесоюзную известность. На Первом Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде фильм получает премию как лучший комедийный фильм с формулировкой «За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение», в этот же год картина получает приз как лучший фильм для детей на Венецианском кинофестивале.


Сюжет фильма строится вокруг молодого деревенского шофера грузовика Пашки Колокольникова, который ездит на своей машине по знаменитому Чуйскому тракту. На протяжении всего фильма на дороге Пашке встречаются разные люди, которым он старается помочь, ведь он и сам счастлив, только если все вокруг счастливы. Перед началом съемок Шукшин свозил на Алтай оператора картины Валерия Гинзбурга. Гинзбург проехался по Чуйскому тракту, вдохновился горной рекой Катунью и предложил наравне с дорогой сделать ее лейтмотивом всей картины. Любящий свою родину Шукшин, конечно, был только за и так впервые на большом экране и с таким успехом Советский Союз увидел красоты Алтая.

2. Ваш сын и брат

Уже на следующий год после выхода первого фильма Шукшин снова возвращается на Алтай на съемки своей второй картины «Ваш сын и брат», с собой он снова берет оператора Валерия Гинзбурга, Леонида Куравлева и других актеров из Москвы. В основу фильма легли рассказы «Стёпка», «Игнаха приехал» и «Змеиный яд». Картина показывает, как молодежь оставляет родное село ради большого города, только проблема тут не в городе, а в том, что само село умирает. Съемки продолжаются на протяжении 1965 года, на экраны картина выходит в 1966. В фильме присутствуют, можно сказать, документальные сцены из жизни русской деревни, в которых играют обычные местные жители. Через год после широкого проката Шукшин, оператор Гинзбург и исполнитель главной роли Всеволод Санаев получают государственную премию в области кинематографии имени братьев Васильевых.

3. Печки-лавочки

Фильм «Печки-лавочки» Шукшин считал своей лучшей работой. В этой картине он исполнил роль и сценариста, и режиссера, и главного актера, а его партнером и главной актрисой стала супруга Лидия Федосеева-Шукшина. В фильме они тоже муж и жена, снова обычная деревенская семья, которая любит свое село, в котором и проходят съемки. Снова в кадре появляется много обычных местных жителей, а местный алтайский чудной музыкант самоучка Федя-балалаечник становится еще и соавтором музыкальной темы фильма, которую из его наигрышей извлек композитор Петр Чкалов.

Кстати, эпизоды с частушками Феди цензоры приказали вырезать, такое же решение они приняли и по финальному кадру, где Шукшин сидит на склоне горы у родного поселка. Финальный кадр на самом деле стал легендарным, его вставили в фильм уже после смерти Шукшина, а впоследствии он стал основой установленного памятника на том самом месте, на склоне горы Пикет у села Сростки.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях