Почитание дерева
Дерево не только символ благополучия и вертикальная дорога в иные миры, дерево символ вечного возобновления жизни. « Мертвое» зимой, оно преображается с первыми теплыми днями и расцветает для новой жизни. Люди верят, что и двойник человека покидает тело, как осенние листья крону, лишь для того, чтобы через некоторое время вернуться для новой жизни. Люди и деревья тесно связаны между собой. Когда появляется человек, предназначенный в шаманы, в мифическом мире появляется и растет его личное дерево. Может быть, такое дерево есть у всех людей. По крайней мере, у каждого рода алтайцев есть своя порода деревьев, от которой рода относятся с большим уважением. Его никогда не рубят, а если в порубках есть острая необходимость, то приглашают человека другого рода.
Алтайцы делят деревья на две группы: светлый и темный лес. В первую группу входят береза, лиственница, тополь и сосна. Во вторую- кедр, сосна, пихта, ель. Лес, с преобладанием деревьев той или иной группы, имеет существенные отличия, как по свои физическим свойствам, так и по характеру мифических особенностей, в частности духов-хозяев. Но не все в мифических особенностях дерева зависит от его породы. Определяющее значение имеет и место произрастание. Оно формирует основные эстетические и культовые характеристики деревьев. Деревья, растущие у аржанов и на перевалах, имеют особенную силу и притягательность. Сильное воздействие на человека оказывают и кряжистые деревья- великаны, растущие на огромной высоте у верхней границы леса. Когда попадаешь в заколдованный мир этих существ, обращенный к космическим просторам антеннами своей длинной хвои, понимаешь правоту сибирской пословицы: «В ельнике- трудиться, в березняке- веселиться, в кедраче- молиться».