Река Аргут

Показать разделы

Аргут.jpgАргут — один из наиболее крупных притоков Катуни. Название реки происходит от алтайского слова «архыт» — мешок для приготовления кумыса. Действительно, словно в мешок сливаются реки Ак-Алаха и Джазатор, образуя величественный и грозный Аргут. Длина реки 106 км (без Ак-Алахи), площадь бассейна 9550 кв км.

Аргут имеет большой расход воды, который сильно зависит от притоков, стекающих, в основном, с ледников Катунского и Чуйского хребтов. В бассейне Аргута есть спокойные речки и ручьи плоскогорья Укок, мощные молочно-белые с кипящими водоворотами притоки, начинающиеся из ледников, и прозрачные, чистые, стремительные потоки, вытекающие из озер. Обилие ледников определяет характер водного режима: 40 % стока дают ледники и вечные снега, 34 % — сезонные снега, 17 % — дожди, 9 % — подземные воды. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле.

Первое полное описание сплавной части реки было составлено в 1970 г. группой горноалтайских туристов под руководством В. Неустроева. Весь Аргут туристы условно разбили на 4 участка: верхний, степной, дикий, быстрый. Особое место занимает Карагемский прорыв.

  • Верхний Аргут. Участок реки от слияния Ак-Алахи и Джазатора до начала Большого Карагемского прорыва. Длина 25 — 30 км. Основными препятствиями являются пороги и шиверы средней сложности. Принимает сплавной приток Коксу.
  • Карагемский прорыв. Участок реки до выхода в Нижнюю степь в 1,5 км выше устья реки Карагем. Длина участка 6 — 7 км. Здесь Аргут, имеющий огромный для горной реки расход воды, прорезает себе путь через Катунский хребет, образуя пятикилометровый каньон. В истории водного туризма известны несколько попыток прохождения этого сверхсложного препятствия. К сожалению некоторые из них закончились трагически. Первопрохождение Карагемского прорыва было совершено в 2003 году группой под руководством Александра Проваторова на «Бублике».
  • Степной Аргут. Участок реки до устья реки Кулагаш. Длина 25 км. Это один из наиболее легких отрезков для прохождения.
  • Дикий Аргут. Участок реки до устья реки Шавла. Длина 45-50 км. На Прорыве Сапожникова сосредоточены наиболее сложные и опасные пороги данного участка. Начинается трудным порогом Надолбы, расположенным за простой шиверой перед рекой Кулагаш. Через 1 км начинается Труба Сапожникова длиной 2-3 км — очень сложное препятствие, в 15 км от которой находится порог-водопад Сапожникова. За водопадом почти непрерывная сеть мощных порогов: шивера Седая, Иедыгемский, Остров, Зигзаг, Стерегущий.
  • Быстрый Аргут. Участок реки до ее впадения в Катунь. Длина 30 км. Основные препятствия — несложные пороги и шиверы. Наиболее сложный порог — Атланты.

Аргут_2.jpgОднако, Аргут — река интересная не только для сплавщиков. Путешествие по долине реки Аргут — интересное и незабываемое. Богата долина реки Аргут и археологическими памятниками. Курганные могильники здесь встречаются повсеместно. Многие из них соседствуют с зимовьями — квадратными сооружениями, как правило, с плоской крышей, покрытой бревнами и дерном. Помимо курганов здесь можно встретить каменные оградки, балбалы, каменных баб. Кое-где на скальных выступах сохранились древние рисунки. Здесь такое обилие археологических памятников, что, наверняка, когда-то здесь просто кипела жизнь. Теперь места эти можно назвать дикими. Из населенных пунктов — только село Джазатор (Беляши), одно из самых отдаленных сел республики, и Аргут или Архыт, маленькая деревенька в несколько домов, а также зимовья, которые обитаемы только в летнее время.

Освоение Аргута

По известным сведениям, первым решился сплавиться по Аргуту на деревянном плоту Ленинградский студент Гудимов. Прошел он очень мало, а Аргут характеризовал вот как: «Сплав по Аргуту невозможен. Здесь не пройдет и бревно, даже если им будет управлять робот».

Аргут_3.jpgОгромнейший вклад в освоения Аргута внес Горно-Алтайский водник В. И. Неустроев, пройдя в 1968 году вдоль Аргута, и дав его описание (возможно, сперва, оно было доступно не всем водникам), а так же возглавил в 1970 году потрясающую экспедицию (проходимую вместе с водниками из Чехословакии) по Аргуту и его притокам: Ак-Алахе, Кара-Алахе, Джазатору, Коксу, Карагему, Юнгуру и Шавле. Много пришлось водникам пройти пешком, много обнести порогов, зато и многое было пройдено и, конечно же, в результате этой экспедиции туристы-водники, наконец, получили представление почти обо всех реках бассейна Аргута.

С 1967 по 1969 год делалось несколько попыток пройти Аргут, которые заканчивались тем, что проходился крохотный кусочек реки, а далее группа шла пешком. Так было у Ю. И. Коссовского, В. А. Красильникова (Томск), чуть больше удалось пройти В. В. Красникову. Ценный вклад в освоение Аргута внес С. Андреев (1968), который, пройдя Катунь, поднялся вдоль Аргута до устья реки Шавлы. Ими был описан этот участок реки и весь пройден. В 1970 году группе В.И. Неустроева удалось пройти на Аргуте значительную часть препятствий, хотя плыли они все на тех же ЛАСах (чехи плыли на восьмиметровой надувной лодке). В 1971 году Н. Телегин, шедший на плотах на автокамерах, сильно пополнил список пройденных порогов.

В 1974 году на Аргуте был Анатолий Родин на плоту на 14 ЗИЛ-овских камерах. Они хотели начать маршрут с Ак-Алахи, но туда их не пустили пограничники, и им в режиме первопрохождения пришлось идти правый приток Аргута Карагем, который впадает сразу же за Карагемским Прорывом.

Аргут_4.jpgКарагем им оказался «не по зубам». Скорее сложность основная была в том, что река невелика и требует очень резких маневров. Как пишет Родин: «Карагем оказался сплавным для плота лишь на последних 15-18 километрах». Но сплав на этих километрах их очень вдохновил, и они с необычайной легкостью преодолели все до тех пор пройденные препятствия Аргута. И вот в отчете В. А. Свободина (1976) написано, что Водопад Сапожникова пройден! Одним сборным экипажем — 6 человек на плоту.

Годы шли, люди ходили на Аргут. Не часто. Все же река не из легких. Но решались временами. Кто проходил большинство порогов, кто большинство обносил. Но стали меняться средства сплава. Появились катамараны, честеры, плоты на поперечных гондолах с пониженной палубой. Все эти суда были самодельными и основой у них являлись гондолы (типа «колбасы») из прочных тканей, внутри которых вставлялись надувные емкости. Соединялись эти «колбасы» деревянной рамой. Эти суда были существенно более проходимыми и более безопасными. Со временем у катамаранов появились «наплывы» — добавочные надувные емкости на носу и корме. Рос объем судов. Начиная от 1 тонны водоизмещения, объем средств сплава к середине 90-х годов временами стал достигать аж восьми. Появились странные суда типа «бублик», якобы не переворачивающиеся (но и практически не умеющие самостоятельно причаливать к берегу). Появились рафты — большие надувные лодки с прочной оболочкой и со сливным дном.

Стали появляться идеи о прохождении Карагемского Прорыва. В 1990 году на 4-х тонных катамаранах группа Сергея Логоды осуществила невероятную экспедицию. Их маршрут: Ак-Алаха, Аргут, Чуя (с Мажойским каскадом) и Башкаус. О прохождении Водопада Сапожникова уже вопросов не возникает, но, тем не менее, оно оказывается не совсем удачным — переворот катамарана.

Аргут_6.jpgСамое же интересное в их маршруте, что они решили, что Карагемский Прорыв должен быть пройден. Правда, просмотрев основную часть Прорыва, «врач группы сказал, что в случае аварии на верхнем участке все, что выступает за туловище, будет оторвано, а его квалификации хирурга явно недостаточно для быстрого пришивания такого количества конечностей».

Если делить порожистую часть Прорыва (первые 3 километра — это гладкая вода, просто здесь уже невозможно выбраться на дорогу) на три ступени в 1,5 км, 500 м и 2 км, то первые две Лагода посчитал непроходимыми, а третью все же попытался идти. Спустить суда в начале этого участка не представляется возможным. В результате шлись последние 1,5 км. Прорыва. Это, конечно, было великое событие.

В 1995 году, окрыленная результатами похода 1994 года (сквозное прохождение Чулышмана), группа Дмитрия Марчука и Андрея Волкова решила, что им «по зубам» Карагемский прорыв. Настроены были пройти больше Лагоды. Очень хотелось пройти весь Прорыв. В группе были два 4,5 тонных катамарана, 6-тонный плот с пониженной палубой и катамаран-двойка. Достаточно легко прошлась Ак-Алаха. Настрой боевой. Но, спускаясь и спускаясь вниз к очередной точке Прорыва (все время приходилось подниматься из-за скальных бомов), даже готовый, казалось бы, идти всюду, Андрей Волков все мрачнел и мрачнел, понимая, что прохождение это нереально. Каждый 50-100 метровый кусок представлял из себя препятствие высшей категории. Шли же они непрерывной чередой 4 километра. Случись что в одном — и человека не спасти. Решились идти лишь нижнюю часть, видимо, почти в точности ту, что шел Сергей Лагода. К этому участку практически нельзя спуститься, и смотрели сверху. Это было бесспорной ошибкой — хотя он и очевидно проще всего остального, он также изобиловал 3-х и 4-х метровыми сливами. Плот и один катамаран спускали к реке на веревках целый день. Прохождение этого участка закончилось трагически — погиб Андрей Волков.

Аргут_5.jpg1998 году среди одного из своих удивительных походов-экспедиций (Чулышман, Башкаус, Ак-Алаха, Аргут,Чуя) группа Сергея Черника прошла нижний кусок Прорыва — Водопад Штопор, как это место назвал Лагода. И все же первыми на «своих» реках стремятся быть сибиряки. Как начинался Аргут с В. Неустроева, так желание пройти Прорыв, видимо, не дает покоя Александру Проваторову.

Он совершил три попытки. На «бублике» в середине 90-х в условиях очень высокой воды. Судя по всему, они или намеревались пройти только заходной участок или, по крайней мере, чалиться после него. Их затянуло в основную часть и чудом им удалось выбраться. 1999 год. Опять на «бубликах». Начать прохождение по Карагемскому Прорыву удалось лишь одному из них, потому что прохождение первого кончилось трагически — погиб водник из Петербурга Слава Воронко. Его напарника — Сашу Галяпина удалось откачать — он тоже побывал в автономном плавании. В 2002 году, испытывая 17-и тонный плот, экипаж в 8 человек (группа Сергея Лагоды и Александра Проваторова) зашел в основную часть Карагемского Прорыва. Просидев в одном из основных сливов несколько часов, им чудом удалось из него выбраться и попасть на берег.

И вот, в 2003 году Карагемский прорыв был наконец пройден. Но цена этого прохождения тоже была велика. Людей откачали с трудом.

Сейчас стали ходить Аргут на катамаранах-двойках. Конечно же, проходя не все пороги. Но и того, что сплавщики проходят им достаточно и это требует большого мастерства.

Туры с посещением объекта:

Конные туры: Водные туры:

rolex swiss https://www.datewatches.com/ has been working in making the best possible elements of the watch..the main ingenious schooling gourmet design and exquisite beauty can be the sign of replicasalvatoreferragamo.ru salvatore ferragamo outlet forum.we offer only aaa gradewatches.to.vapesstores forum creates a number of advice meant for sit back and watch fanatics and even devotees.to buy 1:1 https://www.luxywigs.com/ in online shop.the market disclose connected with numerous famous brand numerous cheap https://replicaiwc.ru/ is one of them.https://www.burberry.to/ in this modern society.cheap https://www.kinomania.to/ here.